Музыкальные интервалы
Интервалы имеют важное значение в музыке. Именно из них состоят музыкальные произведения. Если сравнить музыку с литературой, становится понятна значимость интервалов. Литературные тексты состоят, в первую очередь, из слов, слогов и букв. Также и в музыке – звуки (или ноты), объединяясь в интервалы, образуют мотивы, фразы и так постепенно образуется музыкальное произведение. Если вслушаться, каждый интервал содержит определенную интонацию, которая и создает тот или иной образ, характер музыки.
Интервалом в музыке называется расстояние между двумя ступенями лада. Расстояние между ними измеряется полутонами. Полутоном называется самое близкое расстояние между двумя звуками (на клавиатуре фортепиано это будут соседние клавиши).
Интервал имеет две характеристики: ступеневую, тоновую.
К ступеневой величине относят количество ступеней между звуками интервала.
Количество ступеней, охватывающее интервал определяет его название: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Все перечисленные выше названия относятся к простым интервалам, то есть интервалам, не превышающим октавы.
Составными называют интервалы больше октавы. К ним относятся следующие: нона, децима, ундецима, дуодецима, терцдецима, квартдецима, квинтдецима.
Нижний звук в интервале называется основанием; вершиной – называется верхний звук. Интервалы могут быть мелодическими и гармоническими. Мелодическими интервалами называют интервалы, звуки которых звучат поочередно. Гармонический интервал - это интервал, звуки которого звучат одновременно.
Гармонические интервалы разделяются на консонансы, диссонансы. Консонанс - согласованное, благозвучное созвучие, приятное для слуха. Консонирующие интервалы подразделяются на подвиды:
- весьма совершенные консонансы - прима, октава;
- совершенные консонансы – читая кварта, квинта;
- несовершенные консонансы - терции, сексты (малые и большие).
Диссонанс – неприятное для слуха, резкое звучание. Звучание диссонансов вызывает чувство напряжения, дискомфорта. Диссонирующими интервалами являются следующие: секунды, септимы, тритон.
В музыкальных учебных заведениях интервалы в основном изучаются на уроках сольфеджио, музыкальной грамоты, но полученные знания используются на всех занятиях (например, при интонировании хоровых партитур на уроках хора, при анализе музыкальных произведений на уроках специальности и музыкальной литературы). Учащиеся учатся узнавать интервалы ни слух, петь их в тональности и от разных нот вверх или вниз, находить и определять в музыкальных произведениях, строить, играть интервалы гармонически и мелодически на музыкальном инструменте. Осваивая интервалы, учащиеся развивают свои музыкальные способности и получают ценный навык - лучше понимать музыкальное искусство.