Си это B или H?

У начинающих и продолжающих гитаристов часто возникает вопрос как правильно обозначать ноту си в названиях аккордов, табулатурах и т.д.: буквой B или буквой H. На эту тему происходят вялотекущие споры и, зачастую, упрёки создателей чего-либо в "неправильном" использовании букв. Попробуем поставить если не точку, то хотя бы двоеточие в данном вопросе.

Факты

Однозначно сказать можно только следующее: исторически в разных странах сложились разные способы буквенного обозначения нот. В одних странах (Германия) си обозначали буквой H, а си-бемоль - B. В других (Англия): ноту си обозначали B, а си-бемоль - Bb.

Однако дело в том, что исторически и роль стран, откуда какая-либо музыка пришла в записанном на бумаге виде сильно разная. Первоначальный вклад Англии в мировое музыкальное искусство близок к нулю, а все первые композиторы и исполнители обозначали си буквой H.

Поэтому так же однозначно можно сказать, что именно H является правильным с академической точки зрения обозначением ноты си.

На этом все факты заканчиваются и начинаются домыслы.

Домыслы

Существует версия, что обозначение B произошло в связи с "упразднением" фригийского лада. Однако фактов заявления кем-либо из известных композиторов и музыкантов "я упрощаю фригийский лад и убираю H, да будет так, аминь" не установлено да и сама необходимость "упрощения" там, где и так всего несколько букв вызывает сомнения. Если вам где-то пытаются преподнести средневековые лады как подтверждение расхождений в современных буквенных обозначениях - не слушайте. Церковные лады представляют собой "этосную" форму обозначения и не имеют строгой логики между последовательностями и названием. Их нельзя интерпретировать без мешанины из финализа и тоники на современные представления гармонии.

Существует версия, что обозначение B родилось как неграмотная интерпретация устоявшегося академического обозначения H. Как будто некоторый музыкант не имеющий образования "слышал где-то" о том, что ноты называют буквами вроде как от буквы C и не долго думая "домыслил" от себя. Версия так же не имеет каких-либо прямых подтверждений. Оппоненты заявляют, что даже безграмотный изначально музыкант в процессе своего развития рано или поздно должен был узнать "правду". На что сторонники парируют, мол, "он к тому времени уже привык". Однако данная версия косвенно подтверждается становлением такой страны как США, где важная роль в музыкальном искусстве принадлежит афро-американцам которые, действительно, по ряду причин долгое время не имели ни только музыкального, а никакого вообще образования.

Наиболее правдиво выглядит интерпретация предыдущей версии о том, что Англия и позднее США в процессе своего развития увеличила как влияние на другие страны в целом, так и свой вклад в музыку. Естественно оставляя его в форме Bb. Развитие подразумевает необходимость стандартизации в том числе для нужд образования. И именно в США, как не крути, выработали многие стандарты там, где никаких стандартов ранее не было. И не только в искусстве. Впрочем и там, где они особо-то и не нужны были - тоже.

Развязка

В конце XX века в мир пришли компьютеры и музыкальное программное обеспечение, - прежде всего секвенсоры - где для обозначения ноты си используется буква B т.к. все они - американского производства. Компьютеры отличаются от реальных инструментов прежде всего наличием некоторых "интерфейсов" - панелей управления и специальных команд - программ. И в том и в другом случаи важным требованием является простота и краткость. В эти требования очень хорошо вписывается буква B так как убирает лишнее "исключение" и все ноты становятся одинаковыми: буква + знак повышения или понижения. Однако для простого пользователя это не сильно "ударило" по устоявшейся системе H т.к. даже в интерфейсах предпочтение в обозначениях отдается или нотам или разным значкам вроде клавиш фортепиано.

Ситуация сильно изменилась лишь с выходом популярной программы GuitarPro где буквам отводится уже более заметная роль, нежели в простых секвенсорах. Именно тогда и началось повсеместное переименовывание H на B так как выбор, собственно, небольшой: или откажись от H или от GuitarPro.

Итог: как же правильно?

Суть "проблемы" и одновременно её решение кроется в том, что профессиональные музыканты никакими буквенными обозначениями не пользуются вообще за редкими-редкими исключениями носящими, обычно, чисто художественное назначение (например назвать пьесу). И гитаристы тоже, да. Табулатуры и аккорды - это любительская прерогатива. Соответственно никто из влиятельных деятелей музыкального искусства никогда не задумывался и никак не освещал данную тему. Это и привело к некоторому парадоксу в настоящее время.

Соответственно правильно - не пользоваться буквами , а учить ноты и теорию музыки. В голове настоящего гитариста не аккорды, а расположение пальцев и представление о том наборе нот и интервалов, которое при таком расположении зазвучит.

На нашем сайте по причине того, что все, кто над ним работает имеют музыкальное образование мы оставили традиционную академическую систему обозначения ноты си буквой H.

2 марта 2015 года